Условно популярная музыка

Здесь практически не бывает статей о музыке или размышлений о положении вещей. Read & Listen – это музыкальный блог, который просто следит и отмечает то, что понравилось. Но сегодня я делаю исключение и публикую появившиеся мысли.

Просматриваю список top 2011 по версии last.fm

1. Adele
2. Lady Gaga
3. Foster The People
4. Britney Spears

Также в списке The Strokes, Radiohead, Fleet Foxes, Bon Iver, James Blake, The Naked and Famous – наряду с Beyonce и Coldplay. Что заставляет задуматься о значении слов “популярная музыка” в принципе. Понятно, что last.fm – это пока еще не стопроцентный срез всей музыкальной аудитории. Но при объемах и возрасте сервиса, он уже успел накопить такую массу, что говорить о его нерепрезентативности сложно.

По-прежнему поп-музыка (эстрада какой мы ее привыкли видеть, мэйнстрим) вырывается на верхние строчки хит-парадов, она занимает от 70 до 90 процентов эфиров и чартов популярности основных музыкальных глашатаев. Но при этом уже прошло время, когда о музыке в интернете можно было говорить как о чем-то, происходящем на обочине главной дороги. Сейчас инди настолько перерос свою изначальную перферию, что и сами по себе слова “инди” и “поп” как таковые не имеют смысла. Они остались лишь как условные обозначения, а на пиках популярности оказывается совершенно разная музыка, вовсе не обязательно какого-то определенного направления или звучания. И продвигаемая с помощью совершенно разных по количеству и качеству ресурсов. Об этом всем сейчас даже как-то неловко говорить о тренде. То, что мейджоры еще зарабатывают деньги, но уже не имеют перспективы, говорится не первый год. Как следствие, мейджор лейблов уже становится меньше, а в обозримом будущем и вовсе может остаться два традиционных гиганта – Sony и Universal.

Но вот, например, попадание в топы не только интеллектуально Pitchfork, но и в last.fm такой группы, как Bon Iver, – это уже знак, пренебрегать которым нельзя. Это уже не камерный совет экспертов, который определил, что это, дескать, настоящее искусство, пусть и недоступное для понимания широких масс, которые дальше Britney Spears не видят. Это уже, простите, неслабый такой блокбастер голливудского масштаба. Bon Iver по всем стандартным характеристикам поп-музыки – скучный. Это музыка, которая может развлечь, казалось бы, разве что ярого поклонника длинной прозы, вроде Джойса или Фолкнера. То есть, никак не соотносится с привычным и несколько пренебрежительным отношением к массам. И тем не менее, вот он – и на первой строке экспертных списков вроде Pitchfork, и в топах Hype Machine (о чем писали многочисленные музыкальные блоги) и Last.FM (что слушали).

Конечно, можно спорить, что классические домохозяйки вряд ли занимались прилежным скробблингом музыки в last.fm, и вряд ли следят за тем, что пишут фанаты-блоггеры. Но, возможно, и типичные домохозяйки уже остаются все больше в нашем стереотипном представлении о них, и все меньше их есть на самом деле. Ведь что мешает современным “средним массам” включить iPod, занимаясь своими обычными повседневными делами? И заглянуть на Hype Machine, посмотреть, что нового появилось из музыки за последнее время. И так далее.

И они (прошу прощения, не “они”, а “мы” – все мы), похоже, действительно пресытились одной только эстрадой и готовы слушать больше разной музыки, не удовлетворяясь парой артистов в сезон. И даже если мы слушаем сегодня Coldplay, завтра нам это не помешает включить Bon Iver, а послезавтра перейти к чему-то посредине, вроде Foster The People.

Музыка оказывается все-таки самым массовым из искусств. В отличие от кинематографа, который все еще больше делится на мэйнстрим и артхаус, и немассовое кино смотрят далеко не все, и больше – по интересам; в отличие от кино, в музыке границы в 2011 году окончательно стерлись. Это и к лучшему. Слушать попсу перестало быть моветоном при наличии “хорошего вкуса”, а стена, разделяющая малопонятные обильные инди-жанры и простую “в два аккорда” поп-музыку разбилась вдребезги под напором простого фактора. Музыки сейчас очень много, а доступ к ней – легче легкого. И всем нам нужен как минимум саундтрек для наших повседневных занятий.

  • уьфшд

    Да ничего в музыке не стёрлось, никакие границы. Они передвинулись, бесспорно. Но не исчезли. В музыке по-прежнему очень много “арт-хауса”, о существовании которого 99% пользователей ласт.фм и не подозревают.

    • В мире вообще очень много всего, о существовании чего любой отдельно взятый человек не подозревает.