Squarepusher – Just A Souvenir

Squarepusher – Just a Souvenir
[Warp, 2008]

[lang_ru]Не знаю, как чувствует себя человек, выпускающий уже 12й альбом, но Tom Jenkinson подходит к делу по-прежнему старательно, подгоняя в точности каждую деталь. В итоге Just A Souvenir – очень хороший, даже великолепный, но какой-то… скучноватый. Не столько произведение искусства, сколько – сувенир. Милая безделушка, не дешевая китайская подделка, а старательно проработанная вещица – но дух не захватывает.

И тем не менее… Сувениры тоже нужны и вовсе не обязательно должны быть никчемными и вульгарными. Таков случай с Just A Souvenir, который его создатель считает “сувениром своего времени в духовном пространстве”. В голову, кстати говоря, приходит знаменитый в наших широтах мелофон. Шкатулочка с чем-то загадочным и многообещающим. Да и музыка на альбоме, скажем так, соответствует – это вполне мог бы быть саундтрек к сиквелу “Гостьи из будущего” или каких-нибудь “Звездных войн”. Совмещение старообрядного джаза и IDM-образных ритмических узоров (то, что наши бабушки называют “колошматить по барабанам”) – главная составляющая экспериментов Squarepusher. Drum’n’bass+jazz+funk+breakbeat… В общем, составляющих тут на самом деле много, но главное, что все подчинено одной палитре и одной канве. Альбом вышел редкостной целостности. И когда ближе к его завершению, в конце The Glass Road и в интерлюдии Fluxgate утрамбовка битов вдруг растворяется в плотном эмбиенте каких-то ночных шорохов, а потом на Duotone Moonbeam переходит в почти канонический джаз, то единообразие не разрушается, а наоборот, подчеркивается на этой эмоциональной схеме “раскаленные ритмы – прохладный джаз”.

В общем, Just A Souvenir напоминает цельный кусок метеорита, занесенный с нашей планеты на какую-то другую, нарезающую круги по орбите далекой звезды. Сплав целой эпохи в развитии музыки, где насекомое-джаз застывает в янтаре последующих наслоений – от фанка до эйсида и IDM.[/lang_ru][lang_en]Don’t know how someone feels releasing their 12th album, but Tom Jenkinson, the guy behind Squarepusher, still approaches making music very diligently, making every detail fit. As a result, Just A Souvenir is a very good, almost perfect album… but somewhat boring – too smooth. Not as much a piece of art, as it is a souvenir. A pretty knickknack, not a cheaply-made-in-china type, though – it is a well-thought-out piece, which is short of being breath-taking.

Yet… Souvenirs are good things in themselves, and they don’t necessarily have to be vulgar. Being subtle is the case with Just A Souvenir, which is considered to be (by Jenkinson) “a souvenir of your time in this psychic space.” The music on the album corresponds to this. It is a smooth combination of old-school jazz and IDM-like rhythmic patterns, the main ingredients of Squarepusher’s experiemnts. Drum’n’bass plus jazz plus funk plus breakbeat… Generally, there are lots of elements, but the main thing is that everything complies to a common palette and canvas. The album is naturally perceived as a whole. And when closer to its end, on The Glass Road and Fluxgate interlude the ramming of beats suddenly decomposes in a dense ambient of night-like rustles, and then on Duotone Moonbeam falls into an almost academic jazz, the album’s wholeness does not disappear. On the contrary, it is even better emphasized with this “hot beats – cool jazz” emotional pattern.

Overall, Just A Souvenir reminds me of a whole piece of meteorite that has been carried over to another planet orbiting a distant star. An alloy of a whole epoch in music development, where the jazz-insect is consolidated in the amber of future layers – varying from funk to acid and IDM.[/lang_en]

Read & Listen:
Official website
Myspace

  • Ура! нашелся ещё кто-то кому этот альбом пришелся по душе, уж что-то очень многие ругают этот релиз, а по моему – так это одна из лучших работ квадратотолкателя.

  • Татьяна Мулкиджанова

    да, его в основном упрекают в “избыточной выверенности”, но не все же эстетическую неотесанность подавай. такое внимание к деталям мне тоже нравится